Новости

В науку со школьной скамьи

10 октября 2013 г.

На сцене Дворца школьников вручены награды в десяти номинациях. В номинации «Зеленая» энергетика, энергоэффективность и энергосбережение» дипломом первой степени награжден воспитанник Станции юных техников города Актобе Нурлан Мамбетов. За проект в области «Космические технологии и телекоммуникации» диплом первой степени вручен учащемуся Карагандинской областной школы для одаренных детей Маргулану Есенжолу. В спортивно-техническом моделировании лучшим объявлен учащийся школы № 26 Сарыагашского района Южно-Казахстанской области Ердаулет Ернар. В номинации «Робототехника и информационные технологии первым стал учащийся Колосовской средней школы Северо-Казахстанской области Олег Лило.

Это далеко не все награжденные. Находкой можно назвать любую из представленных работ, из чего можно заключить: талантливых детей в стране много. И самое главное здесь в том, чтобы не растерять их, поддержать, воодушевить, что, собственно, и делается нашим государством.

– В Астане пройдет международная выставка «ЭКСПО-2017», – напомнила участникам форума директор Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования Министерства образования и науки Умит Женсенбаева. – Обычнопосле подобных выставок наблюдается всплеск интереса к науке. Молодое поколение не должно оставаться в стороне, и уже сейчас нужно стараться вносить свой вклад в развитие страны, тем самым обеспечивая яркое будущее.

Тема проведения «ЭКСПО» – «Энергия будущего». Это очень емкое понятие, которое затрагивает вопросы альтернативной энергетики. Очень близки этой теме в части сохранения природы, ее многообразия работы юных талдыкорганцев.

– Научный проект «Биотехнология по возрождению алматинского апорта» велся на протяжении 12 лет, – рассказывает директор станции юных натуралистов Талдыкоргана Мамед Махмудов. – Результат великолепный: ребята не просто проект привезли, а плоды, которые вырастили. Еще одна работа касается экологии и рационального природопользования, в которой идет речь о реабилитации аборигенов местной флоры. Дело в том, что мы занимаемся исследованиями в русле Программы тысячелетия ООН, нацеленной на то, чтобы каждый в своей стране попробовал сохранить местное разнообразие. А это значит, у нас болит душа не за баобаб где-то в Африке, а за наш карагач или пурпурную иву. Чтобы вырастить саженцы этих ценных деревьев, кому-то понадобится год и более, а ребята выращивают за 45–50 дней.

Не нужно никаких подкормок и особых условий, дети, найдя в своем краю крепких аборигенов флоры, докопались до биологических свойств растений, «подключили» их для хорошего роста. А искусственно ничего не надо делать – природа сама имеет в себе силы для возрождения, просто их нужно пробудить.

Иначе говоря, поднята и изучена проблема, апробирована технология, которой заинтересовались даже работники Иле-Алатауского национального парка.

фото Игоря БУРГАНДИНОВА

О сохранении окружающей среды, о создании комфортных условий в городе печется девятиклассница павлодарской гимназии № 3 Анастасия Гончаренко. В ее проекте два направления – дорожные многоуровневые бессветофорные магистрали и башня, очищающая городскую атмосферу. За основу взята идея европейских установок, помогающих сохранять архитектурные памятники: в основании башни располагаются шлюзы, в которые засасывается воздух, идущий далее вверх по вентиляционной шахте и проходящий через систему очистных фильтров. Воздух в городах, считает Анастасия, станет с помощью таких вот башен чище. К слову, за проект школьница получила диплом II степени в номинации «Изобретательский проект «Удиви нас!».

Ученик 10-го класса областного казахско-турецкого лицея № 1 Караганды Ерасыл Женисов рассмотрел проблему транспортировки радиоактивных отходов. Вместе с другом Арманом Рыспековым он решил отправлять вредоносные отходы с помощью ракет на… Меркурий – высокая температура на его поверхности, по мнению проектировщиков, способна сжечь их в считанные минуты.

Руководитель роботоконструкторского бюро столичного Дворца школьников Арман Шолпанбаев с гордостью продемонстрировал работы своих подопечных. Первая модель – автоматизированная «рука», которая пригодится на любом крупном заводе. Вторая – робот-друг.

– Эта модель может отвечать на приветствие, бегать, танцевать, – рассказывает ее разработчик, восьмиклассник столичного лицея № 66 Ибрагим Нуразыхан. – Конечно, робот настоящего друга заменить не сможет, но помощник из него получится хороший.

Как видно, круг ребячьих научных интересов велик. Возможно, какие-то проекты слегка наивны или слишком далеко устремлены – в космос, например, при том, что и на Земле хватает нерешенных проблем. Но несомненно одно: школьники стремятся к знаниям, смело пробуют себя в исследованиях, конструировании, умеют мечтать и заглядывать в будущее. А значит, есть перспективы у нашей науки.

Марина ПАР ХОМЕНКО,

Астана

Источник: kazpravda.kz 


ГЧП
Cuba Cuba Cuba Cuba
Left Arrow
Right Arrow